ПРОДОЛЬНАЯ БАЛАНСИРОВКА
Продольной балансировкой (равновесием) называется такое состояние вертолета, когда моменты относительно оси Z равны нулю, т. е. УМ^ — 0. и сумма проекций всех сил на оси X и У равна нулю (в скоростной системе координат) :
= 0, У Ду = 0-
Условие равенства проекций всех сил на продольную ось разбиралось при рассмотрении установившихся режимов, здесь же будут рассмотрены условия равенства продольных моментов.
На вертолет в любом режиме полета относительно поперечной оси действуют следующие моменты (рис. 5.1):
Рис. 5.1. Силы и моменты, действующие в продольной плоскости вертолета |
— продольный момент от суммарной силы тяги несущих винтов Т а;
— продольный момент несущих винтов от разноса ГШ
— продольный момент от подъемной силы стабилизатора Уг. о U о‘,
— продольный момент от вредного сопротивления фюзеляжа QKl, b.
Горизонт, полет Рис. 5.2. Величина продольного отклонения ручки ППУ в зависимости от скорости и центровки вертолета |
Условием продольной балансировки вертолета является равенство нулю суммы перечисленных моментов:
Та —Mzгш — J-lr. о^г. о “Н Qbp^^O-
В полете летчик добивается продольной балансировки вертолета соответствующим отклонением ручки ППУ в продольном отношении. Каждой скорости полета соответствует строго определенное, нужное для этой скорости отклонение автоматов перекоса и хода ручки в продольном отношении. Эти отклонения зависят от скорости, режима работы двигателей (режима полета), центровки и полетной массы вертолета (рис. 5.2). Из рисунка видно, что на всех режимах полета в диапазоне эксплуатационных центровок и скоростей полета отклонение ручки позволяет осуществлять управление вертолетом, причем минимальный запас хода ручки ППУ составляет 27,4%, что соответствует нормам.