ПРОДОЛЬНАЯ БАЛАНСИРОВКА

Продольной балансировкой (равновесием) называется такое состояние вертолета, когда моменты относительно оси Z равны нулю, т. е. УМ^ — 0. и сумма проекций всех сил на оси X и У равна нулю (в скоростной системе ко­ординат) :

= 0, У Ду = 0-

Условие равенства проекций всех сил на продольную ось разбиралось при рассмотрении установившихся режи­мов, здесь же будут рассмотрены условия равенства про­дольных моментов.

На вертолет в любом режиме полета относительно по­перечной оси действуют следующие моменты (рис. 5.1):

Рис. 5.1. Силы и моменты, действующие в продольной плоскости вертолета

— продольный момент от суммарной силы тяги несу­щих винтов Т а;

— продольный момент несущих винтов от разноса ГШ

— продольный момент от подъемной силы стабилиза­тора Уг. о U о‘,

— продольный момент от вредного сопротивления фю­зеляжа QKl, b.

Горизонт, полет

Рис. 5.2. Величина продольного отклонения ручки ППУ в зависи­мости от скорости и центровки вертолета

Условием продольной балансировки вертолета являет­ся равенство нулю суммы перечисленных моментов:

Та —Mzгш — J-lr. о^г. о “Н Qbp^^O-

В полете летчик добивается продольной балансировки вертолета соответствующим отклонением ручки ППУ в продольном отношении. Каждой скорости полета соответ­ствует строго определенное, нужное для этой скорости от­клонение автоматов перекоса и хода ручки в продольном отношении. Эти отклонения зависят от скорости, режима работы двигателей (режима полета), центровки и полет­ной массы вертолета (рис. 5.2). Из рисунка видно, что на всех режимах полета в диапазоне эксплуатационных цент­ровок и скоростей полета отклонение ручки позволяет осу­ществлять управление вертолетом, причем минимальный запас хода ручки ППУ составляет 27,4%, что соответству­ет нормам.